Немолодой мужчина. Мудр и дальновиден. Чётко делит Иных на Светлых и Тёмных. Считает что взаимопонимание между ними невозможно.
Немолодой мужчина. Мудр и дальновиден. Чётко делит Иных на Светлых и Тёмных. Считает что взаимопонимание между ними невозможно.
Фантастический боевик «Дневной дозор» (Day Watch)
Режиссер — Тимур Бекмамбетов. В ролях — Константин Хабенский, Алексей Чадов, Гоша Куценко, Владимир Меньшов, Мария Порошина, Галина Тюнина, Виктор Вержбицкий, Валерий Золотухин, Жанна Фриске, Дмитрий Мартынов. Россия. 2006. 140 мин.
Баранкин! Будь человеком!
Фраза из старого мультфильма
А она там хрусь — пополам!
Кот Бублик об Останкинской башне
Что характерно, эти темные — совсем обнаглели!
Кот Бублик о фильме
Черные начинают и выигрывают.
Отчет о несуществующей шахматной партии
Мальчик Евграф шел по жизни как законченный граф.
Мэтр БГ
История, начало которой было в «Ночном дозоре», продолжается. Мальчик Егор (Дмитрий Мартынов), нежданное дитя светлого дозорца Антона Городецкого (Константин Хабенский), приближаясь к своей бармицве, окончательно спутался с дядей Завулоном (Виктор Вержбицкий), который, как известно, является темным магом вне категорий с обширными полномочиями и еще более обширными возможностями. Дядя Завулон, разумеется, не может упустить такой лакомый кусочек, поэтому всячески обхаживает пацана, нашептывая ему обо всех прелестях темной жизни на дневном свету.
Антон, вместо того чтобы бороться за сына, как Костик боролся за Велюрова, занят шашнями с бывшей девственницей Светланой (Мария Порошина), которая не только заметно похорошела, но и занимает теперь видный пост в организации Гесера, названной в честь нее «ГорСвет». Потеря девственности придала Светлане такие светлые силы, что она теперь не просто дозорка-перворазрядница, а прямо-таки Великая Волшебница, что вызывает чувство легкой меланхолии у Антона, который, прям как интеллигентный слесарь Гоша, не может пережить, когда женщина выше мужчины по положению.
Впрочем, темные, что характерно, совершенно обнаглели. Вместо того чтобы заниматься своими повседневными темными обязанностями, они интригуют так хитро и изобретательно, что, кажется, не миновать скоро Большой Разборки между темными и светлыми силами, потому что Завулон ясно сказал: если кто-то еще раз нарушит границы его участка, он в свою очередь нарушит Конвенцию!
Ну а поскольку светлые-то ведут себя более или менее прилично — на то они и светлые, — Завулону приходится заняться многоходовой провокацией с целью полной дискредитации Городецкого, чтобы затем светлых можно было обвинить во всех грехах и начать так радующую душу мага вне категорий свару со светлыми, заодно разнеся город Москву, который давно уже пора разнести к чертовой матери.
Хитро закрученная провокация Завулона сплетена с косвенной помощью вампирчика Кости (Алексей Чадов) и прямого содействия любящего отца Кости (Валерий Золотухин). Отец хочет сделать из Кости человека, поэтому готов на любые пакости во славу Завулона, который может подписать нужные бумаги. Так что Городецкому теперь не отвертеться. Симпатичная ведьмочка Алиса (Жанна Фриске), которой небезразличен вампиреныш Костя, проводит собственное ведьминское расследование, но она не сможет повлиять на Завулона — слишком много их связывает в этой жизни, ведь любовь кольцо, а у кольца начала нет и нет этого… как его…
***
Сразу скажу, «Дневной дозор» мне вполне понравился, причем значительно больше «Ночного дозора». Первый фильм был снят все-таки более или менее по книге Сергея Лукьяненко, хотя и со значительными вариациями, в результате чего вызывал претензии и у тех зрителей, которые вообще не читали книгу, и у тех, кто наоборот — читал и хорошо помнил сюжет: для первых в фильме было много толком не объясненных непонятностей, а вторые обвиняли съемочную группу в слишком вольной трактовке книги. Поэтому в «Дневном дозоре» сделали все совсем по-другому: первоосновой сценария фильма являлась вовсе не книга Лукьяненко, а всего лишь желание сделать прикольное кино — на основе уже имеющихся персонажей. В результате, на мой взгляд, получилось хорошо. Одной части зрителей они угодили уже точно — тем, кто не читал книги о Дозоре. Потому что если при просмотре «Ночного дозора» еще возникали многочисленные вопросы из серии «а что», «а кто», «а зачем это они фонариком светят» и «а что это за темные катакомбы ‘Курского вокзала’ с комарами», то после «Дневного дозора» никаких лишних вопросов не возникает, потому что не для того оно сделано.
И в самом деле, какая разница, что там, зачем и почему? Ведь в общем-то все понятно! Антон ищет Мел судьбы, чтобы переписать набело позорные страницы своей биографии. Папа Кости хлопочет за сына. Завулон устраивает роскошный банкет для представителей темных сил — Бори Моисеева, Никаса Сафронова, Артемия Троицкого, Василия Шандыбина и Юрия Айзеншписа, — одновременно погружая Егорку в пучины вампиризма. Эффектная ведьмочка Алиса желает добиться развода с Завулоном и пытается завести шашни с Костей — потянуло на молоденькое. Светлана не слушается Антона, чувствуя в себе зарождение Великих сил, и одновременно ждет, когда он ей признается в любви до гроба.
Замечу, что читается это краткое описание основных сюжетных линий скучновато. А вот снято — весьма даже весело, забавно и динамично. У «Дневного дозора» есть как минимум две составляющие, за счет которых он явно выигрывает у «Ночного» — это юмор и спецэффекты. Первый фильм был слишком серьезен и даже мрачен: прОклятая девственница, жуткие воронкообразные завихрения со стаями грачей и ворон, мрачный Завулон со своеобразной манерой хранить меч в собственном позвоночнике и так далее. Если говорить о музыкальных ассоциациях, то «Ночной» — это что-то вроде концерта Enigma.
В «Дневном» же все сделано по совершенно другому рецепту: драйв, секс и рок-н-ролл, а если прибегать к музыкальным аналогиям — нечто вроде концерта Оззи Осборна вперемешку с его же реалити-шоу. Поэтому второй фильм, за редкими исключениями, совершенно не нравится тем зрителям, которые хорошо знают первоисточник. Они никак не могут смириться с мыслью (и я их понимаю), что в фильме и персонажи ведут себя совершенно по-другому, и мотивация у них иная (о, хороший каламбур получился), и взаимоотношения между ними — совершенно не такие, как в книге. Например, в книге у ведьмочки Алисы большая любовь с одним из светлых. Любовь трагическая. А в фильме — грубый флирт с одним из вампиренышей. Правда, Алиса при этом изображает настоящего, пардон, оябуна, хрястнув себе по пальцу, но ею движет вовсе не светлое чувство, а совсем наоборот — темная похоть.
Кстати, об Алисе. Говоря об актерской игре, прежде всего хотелось бы сказать о ней, Жанне Фриске. Я не знаю, какая она певица и певица ли вообще. Но после «Ночного дозора», где Жанна появилась в невнятной роли в невнятной машине, «Дневной дозор» приятно порадовал выходом на первый план и Жанны, и ее автомобиля «Мазда». Автомобиль весьма эффектно покатался по сумрачной Москве и темноватой гостинице «Космос», а Жанна весьма эффектно сыграла роль Алисы. И правда — хорошо сыграла, мне вполне понравилось.
Что до остальных ролей… Хабенский был традиционно хорош. Вот такой он актер — плохого слова о нем сказать нельзя вообще, ибо профессионал высочайшего класса. Вержбицкий-Завулон — развернулся во всей красе, и, пожалуй, это лучшая роль в фильме: море цинизма, океан иронии, дюжина рек жалости к этим убогим людишкам, дозоришкам, светлишкам и прочей обозной сволочи. Порошина-Светлана — весьма понравилась. Из явного синего чулка «Ночного» расцвела шикарная ночная бабочка, которая стала крутой Волшебницей, все волшебство которой направлено на завоевание милого ее сердцу непутевого Антона — ВЕРИМ, сказали мы с котом Бубликом, причем совершенно не сговариваясь.
Ну и еще хотелось бы отметить Валерия Золотухина, сыгравшего Отца Горького. И правда — сыграно просто блестяще. Мне почему-то на ум пришел «Проклятый путь» с Томом Хэнксом и Полом Ньюманом. Золотухин в «Дневном дозоре» — тот же Ньюман в «Проклятом пути»: всего-то два-три эпизода, но высочайший актерский уровень виден просто за версту. Можно долго спорить о том, насколько достоверен по отношению к книге этот персонаж, но сыграно это просто блестяще — я думаю, что с этим никто спорить не будет.
Отдельно нужно сказать о спецэффектах. Я не буду утверждать, что без них данный фильм вообще не состоялся бы, но тем не менее спецэффекты — весьма важная составляющая. И тут, практически впервые с российскими фильмами, следует отметить, что все сделано так, как надо, где надо и в нужных пропорциях. Ведь передать невозможно, насколько достают эти эксперименты дорвавшихся до иностранных компьютеров и иностранных программ околокиношных ручонок! Когда все делается из серии «а давайте здесь забабахаем так, чтобы все офигели», но при этом никто не думает о том, нужно ли вообще забабахать, а если забабахать, то именно здесь, а если здесь, то зачем всем при этом офигеть…
С «Дневным» — все очень грамотно. Эффектят там, где надо, и так, как надо. За сломанную Останкинскую телебашню — отдельное спасибо всем, включая самого Эрнста! Катящееся по родным московским улицам колесо обозрения — тоже впечатлило, хотя это уже слегка чужая идея. Но в фильме есть и другие классные спецэффектные эпизоды, и поверьте — сделано это уже действительно профессионально и к месту.
В результате — действительно классное коммерческое кино, которое я посмотрел вполне с удовольствием и не пожалел об этом ни разу. Хороший юмор, отличные и весьма уместные (!) спецэффекты, ну и главное — наши в конце концов победили (это спойлер). Однако следует иметь в виду, и я об этом уже говорил, что если вы читали книги Сергея Лукьяненко (кстати, Сергей там появился в камео — в эпизоде со школой магов), то фильм вам, скорее всего, не понравится — по причине почти полного несоответствия первоисточнику. А если вы книги не читали или можете полностью абстрагироваться — тогда должно вполне понравиться, ибо действительно весело, спецэффектно и забавно!